[ Главная roman.nnov.ru ] - [ Джиу-джитсу ] - {Психологическая подготовка: [1] [2] [3] [4]}


ПУТИ ВЛИЯНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ОРГАНИЗМ 
ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ:

В последнее время большое значение в практике спорта приобретает аутогенная тренировка, метод самовнушения. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы подчинить занимающихся произвольной регуляции мышечного тонуса, тонуса сосудов сердечной деятельности и т.д. И этим самым повысить их способность к саморегуляции с помощью которой можно в частности регулировать свое психическое состояние. Аутогенная тренировка представляет систему психологической тренировки бойца или психологические приемы, которые помогают изменить мышечный тонус. Обучению выработке волевых качеств с помощью определенных упражнений и умению вызывать у себя саморасслабление, вызвать эмоциональную настроенность, производимую путем самовнушения, уверенность в своих силах, пресекать волнения, тревогу, беспокойства, регулировать деятельность некоторых внутренних органов, механизма сна и умения восстановления работоспособности. История возникновения аутогенной тренировка связана с именем психиатра И. Шульца. В тридцатых годах в Индии он изучал различные приемы йогов. Это сложная система, но она имеет очень большое значение, связана с работой над своим телом, работой над духом. Изучая данные занимающихся культовой гимнастикой йогов и своих пациентов после сеансов лечения гипнозом. И. Шульц отметил однотипность испытываемых ими ощущений тепла и тяжести в мышцах тела. Примерно тоже испытывает человек после напряженной физической работы, когда его мышцы хорошо расслабленны и согре-ты в связи с расширением кровеносных сосудов. Эти же явления наблюдаются при мышечном расслаблении, связанные с засыпанием в дремотном состоянии. И. Шульц обобщил оба наблюдения и разработал метод аутогенной тренировки, получивший широкое распространение в лечении неврозов. В результате длительной тренировки больные приобрели способность к преднамеренному глубокому мышечному расслаблению и вызывать на фоне этого расслабления определенные психические состояния, которые способствовали восстановлению их душевного равновесия. Ученики И. Шульца (Х. Клейнзорге 1960г., Д. Мюллер - Хегген 1962 и другие) освободили предложенный им метод от ряда идеалистических и неофредитских толкований и обосновали его с позиций материалистического учения Н.П. Павлова. В свя-зи с тем, что в основе этого метода лежит принцип тренировки нервных про-цессов возбуждения и торможения, приводящий к активации и повышению способности саморегуляции личности, психологическое и психотерапевтическое значение его неоспоримо. Метод аутогенной тренировки в последние годы вышел за рамки применения его в лечебных целях. Он используется и в качестве одного из средств психологической подготовки спортсмена в спор-тивной практике. Объяснить психофизическую природу этого метода - значит показать, каким образом при помощи приемов аутогенной тренировки, можно влиять на непроизвольные функции организма. Может ли человек по своему желанию изменить частоту сокращений сердца, регулировать сосудистый тонус, вызвать у себя то или иное эмоциональное состояние или целенаправленно изменить его? Оказывается может. Это достигается особыми обходными путями, действие которых объясняется физиологией кортиковисцеральных взаимоотношений, изученных Н.П. Павлова и его учениками (Быков 1960, Красногорский 1962 …). Деятельность внутренних органов ре-гулируется вегетативной нервной системой, которая осуществляет свои функции до некоторой степени самостоятельно. Непосредственный волевой приказ, направленный тому или иному органу, в обычном состоянии орга-низма не будет действенным. Прикажите, например, себе вызвать выделение слюны, в обычных условиях деятельность слюнной железы от этого не изме-нится. Для этого необходимо, чтобы ваше слово (самоприказ) было облечено в особую форму, способную вызвать определенное представление, а вслед за ним и возбуждение нервных центров, связанных с функцией слюноотделения. Представления - это образы предметов и явлений внешнего мира, кото-рые когда-то воспринимались нами и которые мы можем воспроизвести в своей памяти. Физиологической основой их являются совместная деятельность первой и второй сигнальной системы. Под влиянием словесных раз-дражителей вторая сигнальная система условно рефлекторно вызывает соответствующие возбуждения первой сигнальной системы, благодаря чему и возникают в памяти человека конкретно чувственные образы ранее виденных, слышимых, пережитых. Наши представления всегда связаны в той или иной степени с определенными эмоциональными переживаниями. В то же время первосигнальные нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга органически связаны с центрами, управляющими функцией внутренних органов с мозговыми структурами эмоциональных реакций. Поэтому, преднамеренно вызывая в памяти те или иные представления, мы мо-жем произвольно вызывать, а в некоторых случаях и изменять свои эмоцио-нальные состояния и деятельность внутренних органов в направлении, соответствующем содержанию этих представлений. Чтобы возбудить деятельность слюнной железы, слово должно вызвать в памяти человека первосигнальное представление ситуации, связанной с повышением слюнной секреции. Представьте себе, что вы кладете себе на язык влажный от сока ломтик лимона. Тот час же вы ощутите обильное выделение слюны. И так, первый обходной путь влияния на непроизвольные функции организма - это исполь-зование соответствующих первосигнальных представлений. Другой путь свя-зан с особенностями иннервации дыхательных и скелетных мышц. Эта ин-нервация в большинстве совершаемых человеком действий не зависит от его воли, но она может совершиться и под влиянием волевых импульсов. Мы можем произвольно задерживать на некоторое время или до определенной стены участить и углубить дыхательные движения, но полностью остановить их нам не удастся. Скелетные мышцы также сокращаются либо по нашему волевому приказу, либо независимо от него. Так, например, мышечный тонус покоя и мимические движения не являются преднамеренными (волевыми), они зависят от нервных импульсов, идущих от подкорковых образований головного мозга. Кроме того, нервные механизмы, заложенные в мышцах и возбуждающие их к действию, имеют обратную нервную связь, как с корой головного мозга, так и с подкорковыми образованьями, благодаря этому тонус скелетной мускулатуры меняется, характер дыхания оказывает влияние на состояние тех или иных отделов головного мозга и его функции, в том числе и психические. Произвольно изменяя степень напряжения скелетных мышц, характер дыхания, мы, следовательно, можем повлиять на деятельность центральной нервной системы, и на те функции, которые связаны с ра-ботой внутренних органы, с механизмами эмоций и т.д. Наши эмоции - радость, гнев, страх, боевое воодушевление, предстартовая лихорадка и т.д. - отличаясь характерным для каждой из них субъективным переживанием, проявляются в определенном изменении деятельности внутренних органов и состояния мышечного тонуса. Произвольно меняя степень мышечного на-пряжения, характер дыхания, мы можем воздействовать на другие компоненты эмоциональной реакции, в том числе и на характер эмоционального переживания. Это второй путь воздействия на непроизвольную деятельность ор-ганизма. Возможен и третий обходной путь влияния на непроизвольные функции организма. При определенных состояниях коры головного мозга, действенность слова и его влияние на непроизвольные процессы резко повышается. Это случается, когда кора головного мозга несколько заторможена и ее нервные клетки находятся в так называемых фазовых состояниях. Бодрствующая нервная клетка реагирует на раздражитель согласно закону сило-вых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее реакция на него. В состоянии торможения нервные клетки могут реагировать парадоксально: слабый раздражитель может вызвать сильную реакцию. В этих условиях возбуждение, вызванное словом, легко проторяет себе путь от коры головного мозга к подкорковым центрам, связанным с деятельностью внутренних органов. Тормозное состояние коры головного мозга можно вызывать преднаме-ренно, расслабляя мышцы тела, сосредотачивая внимание на этом расслаблении, а также через соответствующее представление, вызывая состояние тя-жести, тепла в мышцах, состояние покоя и отдыха, испытывая при этом соот-ветствующие им ощущения. Метод аутогенной тренировки использует все эти три возможных пути влияния на непроизвольные функции. Применяя определенные словесные формулировки, связанные с представлениями о мы-шечном расслаблении, ощущение тяжести и тепла в тех или иных мышечных группах, и многократно воспроизводя эти представления, обучающийся приобретает способность сознательно добиваться глубокого мышечного расслабления. Последнее в результате восходящих нервных влияний изменяют состояние центральной нервной системы. В коре головного мозга широко распространяется тормозной процесс. Человек в этот момент испытывает состояние глубокого покоя. Уже сама способность хорошо расслабляться способствует убыстрению восстановления нервно-мышечной работоспособности. В состоянии расслабления с помощью специально подобранных форму-лировок и образных представлений, связанных с ними боец может также целенаправленно изменять свое эмоциональное состояние, регулировать степень эмоционального возбуждения, добиваясь оптимального, необходимого для данного этапа спортивной борьбы уровня. Словесные формулировки, применяемые в аутогенной тренировке, делятся на две группы: 
1. Вызывающие процесс аутогенного нервно-мышечного рас-слабления 
2. Вызывающие первосигнальные представления, воздействую-щие на эмоциональное состояние. 
По своему характеру и содержанию эти словесные формулировки должны вызывать образы и представления, связанные с ощущением расслаб-ления, тяжести тела. Они могут содержать образы сравнения, словесные оп-ределения ощущений "Нога тяжелая", "Мышцы вялые и расслабленные", "Тепло ощущается в кончиках пальцев" и т.д. Текст аутогенной тренировки составляется с соблюдением определен-ной последовательности в изложении материала. Вначале предлагаются формула расслабления, затем ощущения тяжести и тепла (последовательно в различных группах мышц, мышцы верхних и нижних конечностей, тонуса лица и шеи). Одновременно даются формулировки, адресованные к деятель-ности внутренних органов (сердца, легких - дыхание и т.д.). Словесные фор-мулы составляются с учетом задач предстоящей деятельности, психофизио-логической характеристики желаемого состояния и индивидуальных особен-ностей личности спортсмена. Они должны быть понятны, кратки, категорич-ны, не вызывать чувство внутренней борьбы и напряжения. Ими следует пользоваться после успешного освоения приемов активного расслабления. Постоянная выработка механизмов позволяет в дальнейшем значительно со-кратить продолжительность периода расслабления; расслабление осуществ-ляется быстрее и надежнее. Особое место в аутогенной тренировке спорт-смена занимает выход из состояния расслабления. Он особенно важен в тех случаях, когда применяется перед поединком или во время его. Бойцу в этих условиях необходимо быстро ликвидировать все элементы расслабления. Словесные формулы "выхода" связаны с представлениями мышечного, вис-церального и психического возбуждения, степень которого следует соотно-сить с обстоятельствами предстоящего действия. Как указывалось выше, ау-тогенная тренировка оказывает существенное влияние на эмоциональное со-стояние, тонус скелетных мышц и деятельность внутренних органов. Объек-тивную оценку ее влияния можно получить, измеряя пульс, давление крови, температуру кожи, тонуса мышц. По данным ряда авторов (Д. Мюллер - Ка-геман 1959, М Михач 1960, К.Н. Мироновой 1961, Л.Н. Раденко, А.С. Роман, Н.М. Свядощ и др.) в ходе аутогенной тренировки происходит; расслабление мышц, замедляется пульс, снижается артериальное давление крови, повыша-ется температура кожи. Электрокардиографические исследования свидетель-ствуют о распространении тормозного процесса в коре головного мозга. Вы-веденные из состояния расслабления нормализуют эти функции и даже спо-собствуют их усилению против исходного уровня (там , где для этих целей специально применялся акцентированный "выход"). Метод аутогенной тре-нировки не претендует на универсальность. Он может применятся в ком-плексе с другими психолого-педагогическими и врачебными средствами на состояние бойца и его действия. Следует иметь в виду, что пути пользования разработанными для врачебной практики текстами аутогенной тренировки, рассчитанные на глубокое расслабление и успокоение, испытуемые после прекращения сеанса еще долгое время остаются расслабленными и вялыми. Такие тексты непригодны для применения в спортивной практике. Здесь тре-буется после окончания сеансов оптимальная активизация бойца для успеш-ного выполнения предстоящей деятельности. Когда же аутогенная трениров-ка применяется для снятия излишнего нервного возбуждения, препятствую-щего бойцу в полую силу выступить в соревновании, в ее текст обязательно включают словесные приемы, рассчитанные на активизацию нервно-мышечных процессов и необходимых для успешной спортивной деятельно-сти психических функций. В этих случаях аутогенная тренировка должна применятся в следующей форме: 
1. Приемы расслабления, освобождения от отрицательных эмоцио-нальных состояний, достижения успокоения, полного покоя 
2. После достижения состояния покоя применяются приемы, рассчи-танные на активизацию внимания и подготовку организма к пред-стоящей спортивной деятельности, включая идеомоторную трени-ровку, соответствующую данной деятельности и активизации необ-ходимых для этого эмоциональных состояний. В этом отношении заслуживает внимания методика аутогенной тренировки, разрабо-танная пражским психологом М. Махачем (Чехословакия). Ее поло-жительное значение подтверждено проведенными автором специ-альными психофизиологическими исследованиями.


<<< назад |     [ Главная roman.nnov.ru ]     | далее >>>

Кафедра физического воспитания ННГУ
Составитель: В.П. Тупицын.  
Хостинг от uCoz