[ Главная roman.nnov.ru ] - [ Джиу-джитсу ] - {Дыхание и восточные единоборства: [1] [2] [3] [4] [5]}


ДЫХАНИЕ - ОСНОВНОЙ "СЕКРЕТ" ЖИЗНИ:

Важную роль при дыхании, как уже упоминалось выше, играют дыхательные и скелетные мышцы, увеличивающие и уменьшающие объем грудной клетки в процессе дыхания. Основная работа дыхательных мышц приходится на процесс вдоха, так как вдох происходит пассивно, вследствие тяжести стенок грудной клетки., эластичности легких и действия межреберных мышц. При форсированном дыхании (во время поединка, ката, соревнования) в процессе вдоха участвуют внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса.. основной мышцей, осуществляющей вдох, является диафрагма, вовлекаются также некоторые мышцы спины и плечевого пояса. Усиленному вдоху способствуют мышцы шеи и поверхностные мышцы груди. 

Большую роль в процессе дыхания играет "мышечный панцирь" бойца, который может быть расслаблен и закреплен. При расслабленном мышечном панцире, когда сняты все мышечные зажимы (это зависит от эмоции бойца) освобождается положительная энергия, сопутствующая правильному дыханию и ведению боя, четче контролируя ситуацию. Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей тренировке (работе) или отдыху, позволяя восстанавливать размеренность мышления, снять неприятное напряжение, волнение или раздражение, преодолеть состояние разбитости или апатического безразличия. Основной "секрет жизни человека это правильное дыхание. Известны различные системы дыхавтельных упражнений. Китайская дыхательная система система цигун во многом аналогична упражнениям из индийской йоги. Также, как и в йоге, дыхательные упражнения цигун направлены на овладение контролем дыхания, чтобы затем координировать его с различными движениями и использовать в психорегуляторных целях. Поэтому освоение орбщих дыхательных упражнений - залог физического и психического злоровья, необходимых как в специальных видах деятельности (боевые искусства), та и в повседневной жизни. То же самое можно сказать и о специальных дыхательных упражнениях, практикуемых в Японии. Они имеют те же истоки (индийские, китайские) и больше нацелены на боевые искусства. Они могут осоьенно заинтересовать сппортсменов-профессионалов, но имеют менее широкий спектр применения за прпеделами боевых искусств. К приемам дыхания также отностится вклад диосизма и особенно дзена. Этот вклад делается не только в историко-познавательных целях, но так же и в практических - чтобы лучше понять функциональное значение дыхателных упражнений, а также уяснить общие принципы дыхания и боевых искусств. 

Все начинается с дыхания. Общеизвестно, что не дышать человек не может, но как дышать правильно? Над этим вопросом люди задумывались издавна. Первые сведения и советы пао вопросу о правильном дыхании датируются YI веком до нашей эры. Старейшие изречение о методе правильного дыхания высечены на камне: "При дыхании нужно поступать следующим образом: задержать дыхание, оно накапливается, если накопилось, распространяется дальше, если распространяется дальше, то спускается вниз, становится спокойным, если станет спокойным укрепляется. Если выпустить, то оно растет, когда выросло, нужно снова сжать. Если его сжать оно достигнет макушки головы. Там оно давит на голову, давит вниз. Тот, кто сделует этому методу, живет, а кто действует наоборот, умрет" 

По представлениям древних врачей и философов, дыхание позволяет человеку поддерживать на должном уровне жизненную энергию (ЦИ), которая является основой всего живого. Эта энергия поддерживает полное равновесие между двумя полярными космическими силами ЯН (мужской, светлый, актив-ный. Солнце, день, лето) и ИНЬ (женский, темный, пассивный. Луна, ночь, зима). Постоянное противоборство и взаимодействие двух этих начал создают неповторимую гармонию жизни. 

В древних трактатах указывалось, что дыхание помогает создать предпосылки для устойчивого настроения, "дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным и спокойным". Эта мысль находит продолжение в другом известном древнем трактате: "Настроение делает разум сильным, а мозг разумным". 

 

В боевых искусствах, как и в повседневной жизни есть четыре типа дыхания: верхнее (плечами), грудью, животом и объединенное дыхание (живот, грудь). Далеко не все типы дыхания нашли практическое применение. Считается, что дыхание верхнее (плечами) признак нездоровья. Частое повторяющееся глубокое дыхание грудью оказывает влияние худшее, чем одышка. Боевым искусствам присуще нижнее дыхание. Помимо специального предназначения для боевых искусств, оно улучшает мышечный тонус, общий баланс тела, пищеварение, снимает нервное напряжение, открывает доступ к другим методам традиционной психологической подготовки. Важно в частности, то, что дыхание животом как бы объединяет верхнюю и нижнюю часть тела, а в единстве самого тела видится предпосылки единства тела и духа бойца. 

Первый шаг к контролю дыхания - освоение его основы - выдоха. Из исходного положения - ноги на ширине плеч - надо спокойно выдыхать через нос, отводя плечи назад (не поднимая их), пока легкие естественно не напол-нятся. Затем воздух спокойно вытесняется через нос (образ шара). При этом мышцы диафрагмы ''спресовываются'' за счет опускания груди и поднимается таз (не сутулиться). В конце с помощью подбивающего движения та-зом вверх и сжатие ягодичных мышц (не прекращая выдоха ) выталкивается остаток воздуха . 

Второй шаг - образное переключение. На вдохе (спокойно, через нос ) можно представить, что весь воздух вселенной сконцентрировался только в нижней части живота, наполняя все существо силой природы. Выдох аналогичный, но через рот, с напряжением всех мышц тела (что необходимо при ударах в боевых искусствах - кимэ), особенно диафрагмы. В обоих случаях вдох и выдох длится около 30 секунд каждый. 

Такое дыхание укрепляет живот, позволяет принимать мощные удары, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Но снимает отдышку, эмоциональные стрессы, чувство страха и помогает более эффективно вести поединок. 

Третий шаг - освоение специальной силовой дыхательной системой дыхания. В Японской терминологии - ''Ибуки'' (вариант жесткого цигуна). Ибуки имеет две фазы; вдох (отрицательная ''ночная'' фаза), который выполняется через нос и быстро (0,5-1сек.) и выдох (положительная ''дневная'' фаза), который выполняется через рот и медленно (около 5сек.) с большим напряжением всего тела. Скульптуры стражей в буддийских храмах имеют закрытый и открытый рот, что персонифицирует пассивное и активное начало (вдох и выдох). Выдох в ибуке мощный (аналогичен выкрику, но не переходит в крик- выкрик при выполнении хата на 10-ый удар (примерно) или выкрик в бою для гипервентиляции легких и устранение противника), нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно усиливая мощь. Можно представить в идеале рев ракетного сопла (голосовые связки в этом звуке не участвуют). В плане психотехники представляют интерес такие методы овладения ибуки, которыми пользовались старые окинавские мастера. Они выходили на берег моря и делали могучий выдох против ветра (преодолевая его сопротивление), одновременно стараясь заглушить шум прибоя. Ибуки легче всего выполняются стоя, ноги на ширине плеч. На быстрый вдох свободные руки оттягиваются к подмышечным впадинам, ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. В дальнейшем силовое дыхание нужно сочетать с различными движениями и положениями тела. Все это потом перенести на выполнение хата и боевой поединок. Вот к чему в конечном итоге должен стремиться каждый кто занимается боевыми искусствами. В этом заключается успех и ведет бойца к мастерству. 

Четвертый шаг- освоение дыхания - ногарэ. Ногарэ отличается от ибуки бес-шумным выдохом (тоже через рот) в сочетании с полным расслаблением тела (ногарэ 1). Выполнение ногарэ несколько раз подряд позволяет быстро ''Накачать'' организм кислородом и восстановить психическое равновесие. Заслуживает внимание также стабилизирующий вариант дыхания (ногарэ 2). Смысл которого состоит, в частности, в контролируемом замедлении пульса после физической или психологической нагрузке. Дыхание начинается так же, но после быстрого вдоха дыхание задерживается (4-5сек.), во время чего руки с напряжением выпрямляются ладонями вперед, а затем на бесшумном выдохе следует фаза общего расслабления- руки как бы '' беспомощно'' разводятся в стороны и опускаются к бедрам. 

После освоения отдельных упражнений их можно выполнять в различных комбинациях - вначале в чисто учебных целях, затем, сообразуясь с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Например, если необходимо от состояния покоя постепенно перейти в состояние готовности ( к действию любого рода ), можно сделать 3-5 дыханий ногарэ 1, а затем выполнить 2-3 дыхания ибуки. Для мгновенной мобилизации к действию или при не-обходимости быстрого снятия психоэмоционального напряжения можно сразу и решительно (с максимальной отдачей ) сделать 3-5 дыханий ибуки. Такой же прием, направленный на волевое включение резервных возможностей организ-ма, можно использовать для '' самореанимации'' после сбоя дыхания (например, после сильного удара в солнечное сплетение, неудачного нападения и др.) либо для выхода из полуобморочного состояния. Если же нужно быстро восстано-вить силы после изнурительной тренировки, то лучше выполнять следующий цикл 3-5 дыханий ногарэ 1-для ''прокачки'' и проветривания легких, установле-ние нормального дыхательного ритма, противодействующего отдышке; 3-5 ды-ханий ногарэ 2-для стабилизации дыхания и замедления пульса (на задержке перед выдохом ), 3-5 возбуждающих и мобилизирующих дыханий ибуки. В арсенале дальневосточных боевых искусств существует множество общих и специальных физических, гимнастических упражнений. В основании физической подготовке самых разных видов единоборств, лежат разогревающие и растяги-вающие упражнения. Целью воспитания бойцов было достижение единства те-ла, техники и духа, создание у мастеров своеобразного психофизиологического ансамбля. Именно гармонический ансамбль, а не сумма отдельных качеств (си-лы, выносливости, скорости, реакции и т. д.) был главной заботой старых учителей. Хотя на разных этапах подготовки внимание могло сосредотачиваться на разных сторонах обучения, главная его цель никогда не упускалась из виду. Вот почему на начальном этапе обучения, когда важно прежде всего было сформировать тело (без чего не мыслилось достижение и единства тела и духа ), этот процесс непременно включал и освоение базовой техники, и овладение важнейшими методами психорегуляции. В основе последних, как ранее отмечалось, лежали специфические установки сознания и культуры дыхания. Культура дыхания- это выбор организмом определенного дыхательного ритма, при выполнении упражнений (веденнии боя), способа координации дыфхания и движения а также общий темп и ритмическая функциональная организация комплексов упражнений. Это должно помоч избежать чисто внешнего, фор-мальног, по существу бессмысленного выполнения тех или иных движений. Ведь занятия боевыми искусствами как в полнм их объеме, так и одной лишь лечебно-оздоровительной гимнастикой, сложившейся на их роснове - постоянный непрекращающийся поиск "природной естественности", процесс познания человеком самого себя в действии.

 


<<< назад |     [ Главная roman.nnov.ru ]     | далее >>>

Кафедра физического воспитания ННГУ
Составитель: В.П. Тупицын.  
Хостинг от uCoz