ПУТИ
ВЛИЯНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА
ОРГАНИЗМ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ:
В последнее время большое значение в
практике спорта приобретает
аутогенная тренировка, метод
самовнушения. Цель аутогенной
тренировки состоит в том, чтобы
подчинить занимающихся произвольной
регуляции мышечного тонуса, тонуса
сосудов сердечной деятельности и т.д. И
этим самым повысить их способность к
саморегуляции с помощью которой можно
в частности регулировать свое
психическое состояние. Аутогенная
тренировка представляет систему
психологической тренировки бойца или
психологические приемы, которые
помогают изменить мышечный тонус.
Обучению выработке волевых качеств с
помощью определенных упражнений и
умению вызывать у себя
саморасслабление, вызвать
эмоциональную настроенность,
производимую путем самовнушения,
уверенность в своих силах, пресекать
волнения, тревогу, беспокойства,
регулировать деятельность некоторых
внутренних органов, механизма сна и
умения восстановления
работоспособности. История
возникновения аутогенной тренировка
связана с именем психиатра И. Шульца. В
тридцатых годах в Индии он изучал
различные приемы йогов. Это сложная
система, но она имеет очень большое
значение, связана с работой над своим
телом, работой над духом. Изучая данные
занимающихся культовой гимнастикой
йогов и своих пациентов после сеансов
лечения гипнозом. И. Шульц отметил
однотипность испытываемых ими
ощущений тепла и тяжести в мышцах тела.
Примерно тоже испытывает человек после
напряженной физической работы, когда
его мышцы хорошо расслабленны и согре-ты
в связи с расширением кровеносных
сосудов. Эти же явления наблюдаются при
мышечном расслаблении, связанные с
засыпанием в дремотном состоянии. И.
Шульц обобщил оба наблюдения и
разработал метод аутогенной
тренировки, получивший широкое
распространение в лечении неврозов. В
результате длительной тренировки
больные приобрели способность к
преднамеренному глубокому мышечному
расслаблению и вызывать на фоне этого
расслабления определенные психические
состояния, которые способствовали
восстановлению их душевного
равновесия. Ученики И. Шульца (Х.
Клейнзорге 1960г., Д. Мюллер - Хегген 1962 и
другие) освободили предложенный им
метод от ряда идеалистических и
неофредитских толкований и обосновали
его с позиций материалистического
учения Н.П. Павлова. В свя-зи с тем, что в
основе этого метода лежит принцип
тренировки нервных про-цессов
возбуждения и торможения, приводящий к
активации и повышению способности
саморегуляции личности,
психологическое и
психотерапевтическое значение его
неоспоримо. Метод аутогенной
тренировки в последние годы вышел за
рамки применения его в лечебных целях.
Он используется и в качестве одного из
средств психологической подготовки
спортсмена в спор-тивной практике.
Объяснить психофизическую природу
этого метода - значит показать, каким
образом при помощи приемов аутогенной
тренировки, можно влиять на
непроизвольные функции организма.
Может ли человек по своему желанию
изменить частоту сокращений сердца,
регулировать сосудистый тонус, вызвать
у себя то или иное эмоциональное
состояние или целенаправленно
изменить его? Оказывается может. Это
достигается особыми обходными путями,
действие которых объясняется
физиологией кортиковисцеральных
взаимоотношений, изученных Н.П. Павлова
и его учениками (Быков 1960,
Красногорский 1962 …). Деятельность
внутренних органов ре-гулируется
вегетативной нервной системой, которая
осуществляет свои функции до некоторой
степени самостоятельно.
Непосредственный волевой приказ,
направленный тому или иному органу, в
обычном состоянии орга-низма не будет
действенным. Прикажите, например, себе
вызвать выделение слюны, в обычных
условиях деятельность слюнной железы
от этого не изме-нится. Для этого
необходимо, чтобы ваше слово (самоприказ)
было облечено в особую форму, способную
вызвать определенное представление, а
вслед за ним и возбуждение нервных
центров, связанных с функцией
слюноотделения. Представления - это
образы предметов и явлений внешнего
мира, кото-рые когда-то воспринимались
нами и которые мы можем воспроизвести в
своей памяти. Физиологической основой
их являются совместная деятельность
первой и второй сигнальной системы. Под
влиянием словесных раз-дражителей
вторая сигнальная система условно
рефлекторно вызывает соответствующие
возбуждения первой сигнальной системы,
благодаря чему и возникают в памяти
человека конкретно чувственные образы
ранее виденных, слышимых, пережитых.
Наши представления всегда связаны в
той или иной степени с определенными
эмоциональными переживаниями. В то же
время первосигнальные нервные
процессы в коре больших полушарий
головного мозга органически связаны с
центрами, управляющими функцией
внутренних органов с мозговыми
структурами эмоциональных реакций.
Поэтому, преднамеренно вызывая в
памяти те или иные представления, мы мо-жем
произвольно вызывать, а в некоторых
случаях и изменять свои эмоцио-нальные
состояния и деятельность внутренних
органов в направлении, соответствующем
содержанию этих представлений. Чтобы
возбудить деятельность слюнной железы,
слово должно вызвать в памяти человека
первосигнальное представление
ситуации, связанной с повышением
слюнной секреции. Представьте себе, что
вы кладете себе на язык влажный от сока
ломтик лимона. Тот час же вы ощутите
обильное выделение слюны. И так, первый
обходной путь влияния на
непроизвольные функции организма - это
исполь-зование соответствующих
первосигнальных представлений. Другой
путь свя-зан с особенностями
иннервации дыхательных и скелетных
мышц. Эта ин-нервация в большинстве
совершаемых человеком действий не
зависит от его воли, но она может
совершиться и под влиянием волевых
импульсов. Мы можем произвольно
задерживать на некоторое время или до
определенной стены участить и углубить
дыхательные движения, но полностью
остановить их нам не удастся. Скелетные
мышцы также сокращаются либо по нашему
волевому приказу, либо независимо от
него. Так, например, мышечный тонус
покоя и мимические движения не
являются преднамеренными (волевыми),
они зависят от нервных импульсов,
идущих от подкорковых образований
головного мозга. Кроме того, нервные
механизмы, заложенные в мышцах и
возбуждающие их к действию, имеют
обратную нервную связь, как с корой
головного мозга, так и с подкорковыми
образованьями, благодаря этому тонус
скелетной мускулатуры меняется,
характер дыхания оказывает влияние на
состояние тех или иных отделов
головного мозга и его функции, в том
числе и психические. Произвольно
изменяя степень напряжения скелетных
мышц, характер дыхания, мы,
следовательно, можем повлиять на
деятельность центральной нервной
системы, и на те функции, которые
связаны с ра-ботой внутренних органы, с
механизмами эмоций и т.д. Наши эмоции -
радость, гнев, страх, боевое
воодушевление, предстартовая
лихорадка и т.д. - отличаясь характерным
для каждой из них субъективным
переживанием, проявляются в
определенном изменении деятельности
внутренних органов и состояния
мышечного тонуса. Произвольно меняя
степень мышечного на-пряжения,
характер дыхания, мы можем
воздействовать на другие компоненты
эмоциональной реакции, в том числе и на
характер эмоционального переживания.
Это второй путь воздействия на
непроизвольную деятельность ор-ганизма.
Возможен и третий обходной путь
влияния на непроизвольные функции
организма. При определенных состояниях
коры головного мозга, действенность
слова и его влияние на непроизвольные
процессы резко повышается. Это
случается, когда кора головного мозга
несколько заторможена и ее нервные
клетки находятся в так называемых
фазовых состояниях. Бодрствующая
нервная клетка реагирует на
раздражитель согласно закону сило-вых
отношений: чем сильнее раздражитель,
тем интенсивнее реакция на него. В
состоянии торможения нервные клетки
могут реагировать парадоксально:
слабый раздражитель может вызвать
сильную реакцию. В этих условиях
возбуждение, вызванное словом, легко
проторяет себе путь от коры головного
мозга к подкорковым центрам, связанным
с деятельностью внутренних органов.
Тормозное состояние коры головного
мозга можно вызывать преднаме-ренно,
расслабляя мышцы тела, сосредотачивая
внимание на этом расслаблении, а также
через соответствующее представление,
вызывая состояние тя-жести, тепла в
мышцах, состояние покоя и отдыха,
испытывая при этом соот-ветствующие им
ощущения. Метод аутогенной тренировки
использует все эти три возможных пути
влияния на непроизвольные функции.
Применяя определенные словесные
формулировки, связанные с
представлениями о мы-шечном
расслаблении, ощущение тяжести и тепла
в тех или иных мышечных группах, и
многократно воспроизводя эти
представления, обучающийся
приобретает способность сознательно
добиваться глубокого мышечного
расслабления. Последнее в результате
восходящих нервных влияний изменяют
состояние центральной нервной системы.
В коре головного мозга широко
распространяется тормозной процесс.
Человек в этот момент испытывает
состояние глубокого покоя. Уже сама
способность хорошо расслабляться
способствует убыстрению
восстановления нервно-мышечной
работоспособности. В состоянии
расслабления с помощью специально
подобранных форму-лировок и образных
представлений, связанных с ними боец
может также целенаправленно изменять
свое эмоциональное состояние,
регулировать степень эмоционального
возбуждения, добиваясь оптимального,
необходимого для данного этапа
спортивной борьбы уровня. Словесные
формулировки, применяемые в аутогенной
тренировке, делятся на две группы:
1. Вызывающие процесс аутогенного
нервно-мышечного рас-слабления
2. Вызывающие первосигнальные
представления, воздействую-щие на
эмоциональное состояние.
По своему характеру и содержанию эти
словесные формулировки должны
вызывать образы и представления,
связанные с ощущением расслаб-ления,
тяжести тела. Они могут содержать
образы сравнения, словесные оп-ределения
ощущений "Нога тяжелая", "Мышцы
вялые и расслабленные", "Тепло
ощущается в кончиках пальцев" и т.д.
Текст аутогенной тренировки
составляется с соблюдением определен-ной
последовательности в изложении
материала. Вначале предлагаются
формула расслабления, затем ощущения
тяжести и тепла (последовательно в
различных группах мышц, мышцы верхних и
нижних конечностей, тонуса лица и шеи).
Одновременно даются формулировки,
адресованные к деятель-ности
внутренних органов (сердца, легких -
дыхание и т.д.). Словесные фор-мулы
составляются с учетом задач
предстоящей деятельности, психофизио-логической
характеристики желаемого состояния и
индивидуальных особен-ностей личности
спортсмена. Они должны быть понятны,
кратки, категорич-ны, не вызывать
чувство внутренней борьбы и напряжения.
Ими следует пользоваться после
успешного освоения приемов активного
расслабления. Постоянная выработка
механизмов позволяет в дальнейшем
значительно со-кратить
продолжительность периода
расслабления; расслабление осуществ-ляется
быстрее и надежнее. Особое место в
аутогенной тренировке спорт-смена
занимает выход из состояния
расслабления. Он особенно важен в тех
случаях, когда применяется перед
поединком или во время его. Бойцу в этих
условиях необходимо быстро
ликвидировать все элементы
расслабления. Словесные формулы "выхода"
связаны с представлениями мышечного,
вис-церального и психического
возбуждения, степень которого следует
соотно-сить с обстоятельствами
предстоящего действия. Как указывалось
выше, ау-тогенная тренировка оказывает
существенное влияние на эмоциональное
со-стояние, тонус скелетных мышц и
деятельность внутренних органов. Объек-тивную
оценку ее влияния можно получить,
измеряя пульс, давление крови,
температуру кожи, тонуса мышц. По
данным ряда авторов (Д. Мюллер - Ка-геман
1959, М Михач 1960, К.Н. Мироновой 1961, Л.Н.
Раденко, А.С. Роман, Н.М. Свядощ и др.) в
ходе аутогенной тренировки происходит;
расслабление мышц, замедляется пульс,
снижается артериальное давление крови,
повыша-ется температура кожи.
Электрокардиографические
исследования свидетель-ствуют о
распространении тормозного процесса в
коре головного мозга. Вы-веденные из
состояния расслабления нормализуют
эти функции и даже спо-собствуют их
усилению против исходного уровня (там ,
где для этих целей специально
применялся акцентированный "выход").
Метод аутогенной тре-нировки не
претендует на универсальность. Он
может применятся в ком-плексе с другими
психолого-педагогическими и
врачебными средствами на состояние
бойца и его действия. Следует иметь в
виду, что пути пользования
разработанными для врачебной практики
текстами аутогенной тренировки,
рассчитанные на глубокое расслабление
и успокоение, испытуемые после
прекращения сеанса еще долгое время
остаются расслабленными и вялыми.
Такие тексты непригодны для применения
в спортивной практике. Здесь тре-буется
после окончания сеансов оптимальная
активизация бойца для успеш-ного
выполнения предстоящей деятельности.
Когда же аутогенная трениров-ка
применяется для снятия излишнего
нервного возбуждения, препятствую-щего
бойцу в полую силу выступить в
соревновании, в ее текст обязательно
включают словесные приемы,
рассчитанные на активизацию нервно-мышечных
процессов и необходимых для успешной
спортивной деятельно-сти психических
функций. В этих случаях аутогенная
тренировка должна применятся в
следующей форме:
1. Приемы расслабления, освобождения от
отрицательных эмоцио-нальных
состояний, достижения успокоения,
полного покоя
2. После достижения состояния покоя
применяются приемы, рассчи-танные на
активизацию внимания и подготовку
организма к пред-стоящей спортивной
деятельности, включая идеомоторную
трени-ровку, соответствующую данной
деятельности и активизации необ-ходимых
для этого эмоциональных состояний. В
этом отношении заслуживает внимания
методика аутогенной тренировки,
разрабо-танная пражским психологом М.
Махачем (Чехословакия). Ее поло-жительное
значение подтверждено проведенными
автором специ-альными
психофизиологическими исследованиями.
|