[ Главная roman.nnov.ru ] - [ Джиу-джитсу ] - {Психологическая подготовка: [1] [2] [3] [4]}


ВВЕДЕНИЕ:

"Ученик, долго смотрел на учителя и недоумевал, как такой пожилой человек может выдерживать такие нагрузки. После окончания тренировки он подошел к наставнику и задал вопрос: "Сенсей, простите, но мне непонятно, как вам удается выдерживать такой ритм и такие нагрузки, ведь я вдвое моложе вас, а для меня это тяжелая нагрузка".   

Когда древние мастера шелкоделия готовили нить, то им приходилось много ждать: сперва они упорно кормили гусениц отборной листвой и ждали, когда гусеницы начинают окукливаться, и создавали особые условия для коконов, а когда кокон вызревал, они бросали его в чан с горячей водой. Вот тут наступал очень важный момент. Кокон надо было нагреть до такой степени, чтобы клейкое вещество, которое держало нить кокона, разрушилось и нить можно было бы отделить, но при этом нельзя было долго кипятить коконы - иначе нить становилась хрупкой, плохо поддавалась окрасу и ткань приготовленная из нее быстро изнашивалась, теряя первозданную структуру и красоту. И только при очень большом терпении и знании законов развития материи удавалось получить нить, которая долгое время не теряла первичной структуры и не обесцвечивалась. Любое дело требует очень хорошей подготовки, и только позднее можно оценить её значение - нельзя постигнуть искусство, если для этого не подготовлена достойная почва. 

Наставник поклонился ученику и покинул "додзе", унося вместе с собой все те элементы, которые в своей невидимой гармонии создавали неуловимое, но реальное ощущение соприкосновения с истинным искусством. 

Притчи есть притчи, но в её иносказательности скрыта тщательность и скрупулезность подготовительной работы, которую необходимо провести прежде, чем ученик переступит порог "нефритного зала искусства". 

Подготовка бойцов в боевых искусствах (джиу-джитсу) основана на трехступенчатой системе. Эта система состоит из подготовки; тела (его физические качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость и т.д.) техническая подготовка (техника ударов руками, ногами, бросковая техника, болевые и удушающие приемы и т.д.) разума (тактическая , моральноволевая, психологическая и т.д.). В этой системе тело бойца определяет его базис или субстрат, на котором будет строится и совершенствоваться многогранная пирамида джиу-джитсу. Комбинированная техника джиу-джитсу, применение подручных предметов, необходимость преодоления больших нагрузок и психоэмоционального напряжения обязывает уделять этим видам подготовки серьезное внимание. Главный принцип боевых искусств и джиу-джитсу кроется в следующем: "сан-вадза-тай" (разум - техника - тело). Когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает развитая техника, а когда встречается развитая техника и развитой разум, то побеждает разум. Это говорит о том, что не физическая сила, не умение наносить удары и защищаться от них, и не техника играет главную роль в боевых искусствах, первостепенное значение предается воспитанию разума - т.е. духовному началу, которое доминирует над физическим и тактическим. Разум, психологическое состояние бойца играет главенствующее значение при выступлении в соревнованиях. В основе стратегии поединка лежат следующие факторы; прежде движения - спокойствие, прежде приложения силы - мягкость и расслабленность, прежде быстроты действий - неторопливость. В основу принципа джиу-джитсу лег так называемый принцип недеяния, проповедуемый даосами, так, что техника боя должна быть следующей; уступая в поединке силе соперника, не сопротивляясь, входить с ним в контакт и, следуя за его движением, нейтрализовать эту силу и обратить вспять (против него самого или в пустоту) так что, увязая в податливости, сила нападающего исчерпывается и достаточно будет небольшого усилия, чтобы повернуть ее вспять. Подготовка к боевому поединку включает в себя комплекс мер по выявлению лучших духовных и физических качеств, приобретенных в процессе тренировок и соединению их в определенный день, час, миг в единый боевой стержень. Для того чтобы боец был готов к поединку, недостаточно одного физического и технического багажа. Основой всего боя является психологическое состояние бойца, его умение контролировать себя, свои эмоции, заглушая в себе страх, ненависть, злость.

Лодке, плывущей по бурной реке среди мелей, водоворотов и скал, трудней добраться до места, чем лодке плывущей по тихой воде. НО! Многое зависит и от лоцмана, ведущего лодку. С хорошим лоцманом, знающем все повороты, не страшно и в бурной реке. И наша психика играет роль этого лоцмана на реке под названием боевые искусства. Некоторые школы боевого искусства в основу поединка ставили психологическую подготовку бойцов, которая вырабатывалась годами одним из методов - медитации (дзен "созерцание"), другие - путем "силовой" корректировки психологии бойца. Давлением на страх, специальными физическими тестами (Этот способ положен в основу боевой подготовки армий всех стран мира). Самым же разумным, на мой взгляд, является совмещение этих двух путей подготовки. В основе этих путей стоит аутотренинг. Большинство спортсменов и тренеров склонны считать одним из важных факторов, обеспечивающих победу в соревнованиях психологическое состояние спортсмена перед соревнованием. Педагогические наблюдения, беседы со спортсменами, тренерами, эксперименты на группах занимающихся и многолетний опыт участия в соревнованиях позволили выделить отдельные вопросы чрезвычайно важной подготовки. Подавляющее большинство спортсменов и тренеров весьма смутно представляют себе, что такое психологическая подготовка, но в то же время широко пользуются различными методами, обеспечивающими хорошую психологическую готовность к данным соревнованиям. Наблюдения и беседы позволили сделать вывод, что спортсмены более интеллектуально развитые, используют большой круг методов и средств в своей психологической подготовке. Сложилось мнение, что в работе многих тренеров не существует определенной системы психологической подготовки спортсменов. А работа по психологической подготовке основана на эмпирических данных, накопленных самими спортсменами и их тренерами. Так же замечено, что спортсмены, которые по тем или иным причинам рано обрели самостоятельность, более широко пользуются различными методами совершенствования своих волевых качеств; смелости, решительности, самовнушению, они более наблюдательны и выносливы к окружающему спортивному миру.

Что же такое психологическая подготовка? Основой спортивного совершенствования издавна считают; физическую, техническую и теоретическую подготовки спортсменов. В своей совокупности и взаимосвязи они обеспечивают высокие спортивные результаты. Все эти виды пронизаны психологическим состоянием, они требуют участия определенных психических процессов; специализированных восприятий, внимание мышления и т.д. и их высокого совершенства. Все это вызывает необходимость психологического изучения спортивной деятельности, а вместе с тем и разработки методических приемов формирования и развития специфических для нее психических функций. 

Наибольших успехов психология спорта добилась в анализе психологической структуры двигательных навыков, а также в изучении эмоций и волевых процессов и их специфики в спорте. Стало возможным говорить о специальной волевой подготовке спортсмена как составной части тренировочного процесса. Однако волевая подготовка бойца не охватывает всего многообразия психических функций, важность развития и совершенствования которых все более и более сознается тренерами и спортсменами, как крайне необходимое условие для успеха в боевых искусствах. Так возникла новая проблема - психологическая подготовка спортсмена. Впервые этот термин был предложен на третьем всесоюзном совещании по психологии спорта в 1960 году кандидатом биологических наук Т.Н. Гагаевой. Сначала психологическую подготовку понимали как подготовку спортсменов к предстоящему соревнованию. При этом особое внимание обращалось на воспитание у бойца способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния, характеризующие главным образом период соревнований. На формирование у спортсмена наибольшей готовности к максимальным волевым качествам для преодоления трудностей, вызывающих в процессе соревновательной борьбы, на возбуждение активного стремления к победе и в связи с этим создания у него чувства уверенности в своих силах. В ряде исследований были обоснованы специальные приемы такой психологической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию. Однако ведущие работы в этой области 80х гг. показали, что психологическая подготовка, рассматриваемая только как подготовка к предстоящему соревнованию, не исчерпывает всех тех возможностей, которые заложены в применении психологических средств с целью повышения спортивной квалификации. Было доказано что психологическая подготовка к предстоящему соревнованию является лишь частью общей психологической подготовка спортсмена. В связи с этим стали различать в спортивной тренировке два раздела психологической подготовки: 
1. Общую психологическую подготовку бойца 
2. Психологическую подготовку к предстоящему соревнованию. 
Оба эти раздела подготовки органически взаимосвязаны друг с другом. В связи с этим психологическая подготовка спортсменов обязательно должна включать в себя средства и методы формирования у них способности сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в условиях соревнований. Спортивные поединки всегда сопровождаются резко выраженными эмоциональными состояниями. Эти состояния не должны проходить стихийно, механически подчиняя себе и часто искажая суть боя, а должны быть под строгим контролем сознания бойца.

Встает задача: нужно обосновать и разработать приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных психологических упражнений. В отдельных случаях эмоциональные состояния могут быть преодолены с помощью аутогенной тренировки. Целью моей работы является применение упражнений аутогенной тренировки единоборцем.


<<< назад |     [ Главная roman.nnov.ru ]     | далее >>>

Кафедра физического воспитания ННГУ
Составитель: В.П. Тупицын.  
Хостинг от uCoz